КАМИНЫ в
РУССКОМ СТИЛЕ
Если придумывать камин,
который должен отразить русский стиль, то велико искушение создать
его в дизайне привычной русскому взору печки. Сам камин — не русское
явление. Холодно нам с камином. Не Франция и не Англия. Это Петр I
привез нам камин. Он оказался у нас как элемент, сопутствующий
модному тогда в Европе стилю барокко. Найти интересное решение на
заданную тему, не прибегая к конкретным символам, шаблонам, задача
не простая. Предпринята попытка создать такое настроение, характер,
которые были бы приятны русской душе. Прежде всего чисто белый цвет
камина, далее, основательность формы, разделенной в нужных
пропорциях деревянной полкой. Яркие пятна изразцов с характерным
рельефным рисунком удачно контрастируют со звенящим белым фоном. По
интенсивности цвета они подбираются так, чтобы низ камина оказался
более темным — это еще раз подчеркивает основательность, качество.
Как и на всех старинных печах, изразцам задают стандартный размер —
модуль. Он придает прихотливой форме камина логику и строгость.
Камин не очередное кресло в комнате. В абсолютном большинстве
случаев он становится главной фигурой, доминирующей в помещении.
Давний обычай украшать печи и камины керамическими плитками вновь
обретает жизнь. Изразец — слово исконно русское, произошедшее от
древнего «образец». Так называли до конца XVII века керамические
украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в
парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю
историю. Корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и
Вавилонии.
Широкое распространение керамических плиток в архитектуре разных
стран не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему
использовали изразцы — в украшении экстерьера и интерьера здания,
что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым.
Постепенно, с изменением моды, нравов и вкусов людей, изразцы были
вытеснены другими материалами. В наше время мы более знакомы с
кафельными «одежками» стен и отопительных сооружений. В этом есть
некоторая обделенность. Как часто порой эти кафельные плитки
досаждают, отваливаясь от печи или камина. А секрет прост. Изразец
не приклеивался к стенам, как современная плитка, а крепился с
помощью коробки — румпы, которая несла и функции сохранения тепла.
Таким образом, декоративные задачи решались не в ущерб
технологическим. Существует несколько причин, по которым изразцовые
печи и камины можно поставить на верхнюю ступень пьедестала.
Во-первых, их долговечность. Посмотрите на голландки, находящиеся в
Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова, ведь им уже
несколько столетий. Такая долговечность достигается за счет
применения керамики и качественного кирпича, которые изготовлены из
одного и того же материала — глины, и имеющие одинаковое термическое
расширение.
Во-вторых, их экологичность. При сборке камина или печи совершенно
не используются материалы вредные для окружающей среды, атмосфера в
доме остается экологически чистой. Изразцы за счет усадки не имеют
микротрещин и печные газы не выходят в помещение. Разработанный
сотни лет назад способ монтажа также не способствует этому.
В-третьих, изразцовые печи и камины невероятно экономичны.
Специальная технология изготовления и монтажа позволяет оставлять
между кирпичной кладкой и собственно поверхностью изразца некоторое
пустое пространство, заполненное мелким кирпичным щебнем и песком.
При протапливании очага оно нагревается, а затем медленно и
постепенно отдает тепло в течение значительного промежутка времени.
Температура в этих пустотах достигает 100 °С, что совершенно не
влияет ни на кирпич, ни на изразец, так как они не перевязаны между
собой, и разные тепловые коэффициенты расширения материалов
компенсируются за счет пустот, которые сохраняют тем самым кирпич и
изразец, не позволяя им разрушаться. Теплоотдача и
теплоаккумулирующая способность значительно выше у очагов,
облицованных изразцами, так как за счет компенсации расширения они
сильно не перегреваются, а значит гораздо меньше подвержены
разрушению от сильных перепадов температуры, и такие очаги служат
десятки, а то и сотни лет.
В-четвертых, самое главное преимущество изразцового очага — это его
красота. По своей сути изразцы — это «конструктор», элементы
которого можно компилировать, добавлять или убирать некоторые
детали. Изразцы могут быть различной формы: прямые, полукруглые,
угловые, наклонные и т. д. Они бывают рельефные и с росписью. Цвета
изразцов могут быть самые разнообразные (кстати, глазурованная
поверхность, в отличие от кирпичной, легко моется).
Процесс формирования интерьера, включающего камин, неоднозначен.
Иногда требуется вписать камин в уже заложенную интерьерную идею,
иногда он сам диктует тему. Но в любом случае нельзя допускать
случайности, здесь случайность будет абсолютной ошибкой. Выбор темы
характера камина должен происходить в диалоге с заказчиком. Хорошо,
если при этом присутствует профессионал-дизайнер по интерьерам.
Достоинства заказчика это не умаляет: очевидно, что человек,
способный оплатить серьезную стройку или значительный ремонт, тоже
достойный профессионал, но в своем деле. Как правило, диалог всегда
приводит к согласию, и с этого момента заказчик, иногда сам того не
ведая, становится соавтором. Требования заказчика — как уравнение в
школьной задаче, и решить ее нужно без ошибки, учитывая не только
эти требования, но и особенности дизайна.
|